Приветствую Вас Гость | RSS

Партия "За нашу Родину", Санкт-Петербург

Суббота, 23.11.2024, 06:24
Главная » 2011 » Сентябрь » 3 » Что делать?:
15:47
Что делать?:
 
 
 
Т. В. Панфилова. Что делать?: новая попытка ответа на вечный российский вопрос  
Автор - публикатор   
02.09.2011 г.

Розов Н.С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - 735 с.

 

Новая книга проф. Розова Н.С. привлекает внимание уже своим названием, в котором присутствуют два образных представления: наезженная, всё углубляющаяся колея как выражение постоянных повторений в истории России,rozov.jpg зацикленности на одних и тех же политических механизмах, и перевал, на который, видимо, нам ещё предстоит взобраться, чтобы вырваться из колеи и встать на новый исторический путь. Автор обещает, опираясь на макросоциологию, наметить стратегические линии развития страны и показать, как осуществить переход от колеи к перевалу. Стало быть, можно считать, что мы имеем дело с попыткой «умом понять Россию» (точнее, не просто умом, а с помощью науки - макросоциологии) и вместе с тем ответить на один из извечных российских вопросов «Что делать?» Задача трудная и благородная.

Заслуживает одобрения, на мой взгляд, стремление автора осмыслить историческую динамику России в понятиях. И не только потому, что лично мне близко стремление «умом понять Россию»[1]. Важнее то, что использование научных понятий в гуманитарной сфере вышло из моды, и пора наконец переломить сложившуюся ситуацию. Поэтому считаю очень своевременной предпринятую автором реабилитацию ряда философских категорий, чему посвящено Приложение 3 под ярким названием: «Время собирать камни: апология поруганных категорий философии и политики». Причём автор не просто обращается к идее социальных и культурных закономерностей, но и обосновывает необходимость этих категорий для обществоведения вообще и для данного исследования в частности.

Удалось ли проф. Розову, благодаря опоре на макросоциологию, справиться со всеми поставленными перед исследованием задачами? Думается, что рассчитывать на полное решение всех проблем было бы неразумно. Как в любом новом деле, что-то получилось лучше, что-то хуже. И это естественно. Но есть проблемы,  осмысленная постановка которых - уже достижение, а есть и такие, нерешённость которых, на мой взгляд, обусловлена либо недосмотром автора, либо противоречивостью его позиции. Попробуем разобраться.

Начнём с построения книги. Автору понадобилось больше страницы, чтобы описать её жанр. И не удивительно: отдельные части книги не только написаны в разных жанрах, но и не всегда стыкуются между собой. Как к этому отнестись? Проф. Розов самокритично признал, что ему не удалось создать целостного произведения, поскольку - не без кокетства заявляет он - «как раз ума мне не хватает, чтобы связать в единое удобоваримое целое все родившиеся разноликие и разношёрстные мысли» (с. 620). Отвергаю всякие намёки на нехватку ума: чтобы освоить такой объём научного материала и продумать такое количество «разношёрстных мыслей», нужен недюжинный ум. Больше того, не вижу беды в том, что не все мысли удалось продумать до их логического завершения и не все - увязать. Для новаторской работы это естественно и даже эвристично. Нельзя не согласиться с автором в том, что важнейшая задача книги - привлечь заинтересованных читателей к совместному продумыванию проблем и поиску их решений, к проверке действенности сформулированных в книге гипотез. Кстати, то, что, по признанию автора, «большинство общетеоретических положений данной книги имеет статус гипотез» (с.7), - дополнительное свидетельство эвристичности работы, - качество чрезвычайно ценное.

Встречаются, однако, нарушения стройности изложения, которых лучше бы избежать. Я имею в виду бросающийся в глаза разрыв между Частями I  и II. С одной стороны, понятно желание автора в Части I дать целостную систему понятий, в которых дальше будет осмысливаться прошлое и настоящее России. С другой стороны, нельзя не признать, что Часть I в её нынешнем виде воспринимается как «просветительская» добавка к исследованию. То ли надо её существенно сократить, исключив, напр., Главу I; то ли более органично встроить используемые модели, понятия, конструкции в основные разделы книги, давая необходимые пояснения по ходу дела. Какие изменения произвести, оставим на усмотрение автора, но что-то сделать желательно, чтобы сгладить образовавшийся разрыв между частями книги.

Правда, если бы удалось органичнее вписать объяснение понятийного аппарата в текст книги, острее встал бы вопрос о способе выражения базовых понятий. Пока понятийный каркас оторван от российского исторического материала, который придётся осмысливать с его помощью, чужеродность таких терминов и словосочетаний, как «фрейм», «рефрейминг», «асабия», «депривированный претендент» и многих других, не так бросается в глаза.

Я не причисляю себя к сторонникам заменять «галоши» на «мокроступы», тем не менее использование иноязычных слов, на мой взгляд, далеко не всегда оправдано, особенно когда их много и они непривычны. Они утяжеляют текст и усложняют его восприятие, что идёт вразрез с установкой автора «не запутывать и затемнять, а прояснять и высвечивать» (с. 12). Автору всё равно приходится сплошь и рядом давать перевод соответствующего термина, да ещё с пояснениями применительно к каждому случаю. В чём же тогда преимущество нововведённых иноязычных заимствований? Видимо, и в этом деле следует соблюдать меру и вводить новые термины поосторожнее.

Опора на макросоциологию, как мне представляется, оказалась очень плодотворной при анализе российских циклов, их механизмов и закономерностей, природы «русской власти», российского менталитета и социальных институтов - всего того, что определяет историческую колею России и обеспечивает ей инерцию циклической динамики. В результате Часть II, посвящённая эти вопросам, на мой взгляд, является бесспорной удачей автора. Нарисованная им картина выглядит убедительно и обоснованно. Благодаря ей, многое проясняется в нашей жизни. То, что мы интуитивно подозревали, находит своё понятийное выражение, а значит, мы начинаем понимать происходящее с учётом исторической подоплёки, т.е. глубже, основательнее, чем до сих пор. Особенно хотелось бы выделить Главу 8 «Природа <русской власти>: от метафор к концепции». После знакомства с нею начинаешь думать, что осуществилась наконец-то мечта «умом понять Россию». А уж после того, как разберёшься в механизмах и закономерностях кольцевой динамики, всё окончательно становится на свои места. Наступает своего рода прозрение.  И читатель с нетерпением ждёт ответа на вопрос: «Что делать?».

Тут-то и всплывает термин «перевал», означающий, согласно авторскому замыслу, смену логики исторического развития. И всё бы хорошо, если бы   вместе с термином не начали появляться противоречия в осмыслении стратегий России, а вместе с ними и сомнение: так ли успешно работает макросоциология в этой части книги, как в предыдущей.

Вернёмся к определению перевала: переход к «производящему и развивающему социальному режиму» (с. 485). В таком виде задача модернизации российского общества выглядит вполне приемлемо и особых сомнений не вызывает. Однако в ходе изучения Части III поневоле начинают возникать недоумённые вопросы, например, почему предстоящее нам восхождение на перевал рассматривается в этом разделе книги так, как будто речь идёт только о нашем внутреннем деле, никак не затрагивающем остальной  мир. Разве автор не понимает, что мы живём в глобализированном  мире? - Прекрасно понимает, но говорит об этом почему-то только в следующей Части IV. Причём в разделе, посвящённом положению России в глобальной мир-экономике, сделан следующий важный - по словам автора - методологический вывод: «модернизация - это дело не только и не столько внутренней экономики страны, сколько изменение её позиции во внешних, геоэкономических взаимодействиях», - вывод, по признанию автора, соответствующий макросоциологическому принципу <извне - внутрь> (с. 551). Значит, логичнее было бы начать с положения России в глобальном мире, ибо глобализация сегодня - не внешний фактор по отношению к внутренней динамике России, а её важнейшая детерминанта, о чём, кстати, свидетельствует и выше процитированный методологический вывод автора.

Выходит, что в анализе современного состояния России автор игнорирует принцип <извне - внутрь>, важность которого сам подчёркивает. Непоследовательность налицо, но дело, однако, этим не ограничивается. Абстрагируясь от процессов глобализации как от внешнего фактора, мы рискуем получить искажённую картину внутренней динамики России, а вместе с ней - неверные оценки происходящего. Последовательное же проведение принципа <извне - внутрь>, на мой взгляд,  привело бы к изменению ряда подходов и оценок, содержащихся в книге.

Так, автор называет «параноидальной» идею «заговора» неких внешних врагов, пытающихся ослабить Россию. Рискну предстать в глазах проф. Розова очередным «параноиком», поскольку не отвергаю этой идеи напрочь. В то же время хочу напомнить автору, что стоило ему соблюсти последовательность в рассуждениях, как и ему пришлось признать, что «полностью нельзя отрицать ни явлений внешней помощи, ни явлений скрытых внешних вмешательств во внутренние дела (<заговоров>, причём отличить последние от первых зачастую возможно, лишь заняв ту или иную партийно-идеологическую позицию)» (с. 686). Иначе говоря, если не доводить идею до абсурда, получается, что в ней содержится констатация некоего объективного момента глобального мироустройства, пусть и односторонне истолкованного. Отсюда, с одной стороны, трудно не согласиться с проф. Розовым в том, что переделка нашей страны - наше собственное дело, и какой мы её сами сделаем или допустим, чтобы за нас сделали, такой она и будет. Но, с другой стороны, нельзя же не учитывать того, что мы уже включены в глобализирующийся мир в качестве поставщиков сырья и - отчасти - рабочей силы. Будет ли глобализирующийся мир спокойно и благосклонно наблюдать за нашими потугами «стать партнёром и конкурентом западных стран» (с. 487), избавляясь от привычной функции поставщиков сырья и нарушая тем самым сложившееся международное разделение труда? Кому нужны удачливые конкуренты? А если не нужны, не лучше ли пресечь их возникновение в зародыше?

В свете сказанного несколько меняется оценка причин сырьевой направленности экономики России. Проф. Розов связывает её с «психологией бедности»: низкая оплата труда не поощряет повышения качества товаров, что выливается в их неконкурентоспособность, в результате чего на экспорт идёт почти исключительно конкурентоспособное сырьё (с. 355). Не отрицая правильности описанного механизма, считаю всё-таки нарисованную картину односторонней. Мировой рынок заинтересован именно в нашем сырье, а не в конкурентоспособных промышленных или сельскохозяйственных товарах. И более успешные, чем мы, участники мирового рынка наверняка постараются во имя собственных интересов поддержать те силы внутри страны, которые процветают благодаря сырьевому перекосу нашего экспорта. Другими словами, ради закрепления России в качестве поставщика сырья вполне вероятно внешнее содействие состоянию стагнации, даже возвращения в историческую колею, благо задекорировать любые действия под борьбу за демократию особого труда не составляет. Технология «цветных революций» хорошо отработана.

Значит, представление о демократии, со становлением которой автор связывает движение на перевал, нуждается в более чётком проговаривании, чтобы не сложилось впечатление, что автор противоречит себе. Пока демократия истолковывается как «противоядие от соскальзывания политической системы либо к диктатуре и государственному насилию, либо к хаосу и анархическому насилию» (с. 674), да при этом подчёркивается необходимость <живого творчества масс> (с.420) в создании общественного контроля за действиями властей и в преобразовании местного самоуправления (с. 503), всё кажется ясным и возражений не вызывает. Тем более, когда важнейшим условием преодоления существующего разрыва между властями предержащими и основной массой населения называется то, что «основные активы элит, центров силы (счета, недвижимость, семьи, штаб-квартиры фирм, основной капитал) должны располагаться в стране, а не за рубежом» (с. 434), остаётся лишь согласиться с автором. Так бы и было, если бы не ряд смущающих высказываний проф. Розова. Например, заявление автора о том, что легче перейти к демократии, «когда страна находится в большой геополитической и геокультурной зависимости от демократической державы..., принимающей мощные и последовательные усилия по экспорту (курсив мой. - Т.П.) своего политического устройства» (с.389). Помилуйте, с каких пор экспорт чужого политического устройства стал сочетаться с тем, что автор вложил в понятие демократизации (цитаты см. выше) и что я бы назвала <низовым> демократизмом? Может быть, имеется в виду необходимость освоения опыта других стран? Но тогда на первое место надо поставить внутреннюю потребность в разработке и применении демократических механизмов, через которую преломлялся бы чужой опыт. В противном случае «мощные усилия» некой демократической державы «по экспорту своего политического устройства» больше напоминают политическое насилие, нежели обучение основам демократии.

Автор с явным сожалением признаёт, что «элиты и население современной России характеризуются ... отвержением любых западных <учителей демократии>» (с. 389), что чревато, по его мнению, трудностями для демократического <транзита>. Боюсь, что в  оценке позиции элит автор преувеличивает: среди них наверняка найдутся сторонники того, чтобы кто-нибудь экспортировал демократию в Россию. Очевидно, есть они и среди интеллигенции. Что ж, такая политико-идеологическая позиция тоже имеет право на существование. Но тогда её надо чётко сформулировать во избежание недоразумений. В противном случае, непонятно, как совместить внедрение чужого политического строя с <живым творчеством масс>. А вдруг навязанная извне форма демократии не совпадёт с творчески разработанными проявлениями <низового> демократизма? Как будут действовать западные <учителя демократии>, считающие собственные представления о демократии единственно возможными и непогрешимыми? Так, как в Сербии или Ливии?

Неубедительно освещён в книге вопрос о том, что нас ожидает за перевалом. Автор надеется на переход в «<долину цивилизованности>, населённую развитыми, свободными и богатыми демократическими странами» (с. 404),  считая, что для России «оптимальный путь - включение в Мегатенденцию I (глобализацию), но с чёткими установками на повышение миросистемного статуса» (с. 568). Возникает вопрос: действительно ли таков оптимальный путь для России? Ведь именно Мегатенденция I (глобализация) завела мир в экологический тупик; именно из-за неё мир сотрясают финансовые кризисы, в основе которых финансовые спекуляции с деньгами, оторванными от товарных носителей; именно она возводит в абсолют погоню за наживой, чем не только способствует увеличению разрыва между бедностью и богатством, но и утрате смысложизненных ориентиров значительной частью населения. Другими словами, глобализация в её нынешнем виде - это тупиковый путь истории, пока ещё не исчерпавший себя, но гибельность которого вряд ли вызывает сомнения. И этот гибельный путь признан оптимальным?

 Здесь так и хочется воскликнуть: «Добро пожаловать на борт <Титаника>! - в надежде на то, что <Титаник> не сразу утонет и нам ещё удастся выговорить кое-какие привилегии для себя. В самом деле, для проф. Розова «очевиден очередной сбой в Мегатенденции I (вестернизации и глобализации), который, однако, приведёт её не к закату, а к новому витку развития ...» (с. 532). Причём автора не смущает то, что «при возобновлении глобального роста возобновятся и процессы безудержной наживы, раздувания новых <финансовых пузырей>» (там же). Что в таком случае имеется в виду под «глобальным ростом»? О «витке развития» чего идёт речь? Видимо, автор подразумевает, в первую очередь, позитивные тенденции мирового развития, куда включены индустриализация и урбанизация, информатизация и технический прогресс, повышение уровня образования и развитие науки и ряд других (с. 613-614), реализация которых, правда, имеет и оборотную сторону, с чем - видимо, считает автор - следует примириться.

Возможно, полвека назад такого рода рассуждения показались бы оправданными. Но сегодня уже очевидно, что позитивные тенденции глобализации не имеют самодовлеющего значения, что они подчинены основной цели глобализации - извлечению максимальной прибыли любой ценой, чем и порождаются негативные последствия. Правомерно ли в таком случае осмысливать углубление противоречий Мегатенденции I как <новый виток развития>? Способна ли кого-то вдохновить стратегия, предполагающая включение в Мегатенденцию I ? Ведь тогда получится, что только наша страна нуждается в смене логики исторического развития, тогда как в мире всё идёт правильным путём.

Из сказанного напрашивается вывод: проф. Розов - сторонник империалистической глобализации в её худших проявлениях. Так ли? - Нет, опять не так. На тех же самых страницах автор выделяет Мегатенденцию III, связанную с гуманистическими общественными движениями. Справедливо подчёркивая слабость этой тенденции, он, однако, - в опровержение самого себя - заявляет о том, что «гуманистическую Мегатенденцию III следует рассматривать ... как перспективный  (курсив мой. - Т.П.), ещё недостаточно освоенный в мире путь развития собственной экономики» (с.568). Но обращение к иной Мегатенденции, пусть пока недостаточно сильной, существенно меняет дело и отменяет большую часть того, что, с подачи автора, было представлено как оптимальный путь для России. Подключение к Мегатенденции III предполагает освоение передового опыта Запада, как и в случае с Мегатенденцией I, зато с  совершенно иным результатом для страны: в совместной деятельности по построению нового мира будет создаваться - с нашим участием - новая система отношений - «глобальный этос», по определению А.А.Гусейнова[2]. Только так Россия может стать полноправной участницей глобальных процессов, не утрачивая самобытности. Надежды автора на то, что Россия сохранит цивилизационную самобытность, полностью включившись в Мегатенденцию I, несостоятельны, ибо покоятся на неоправданной аналогии с историей других стран[3]. Из дальнейших же рассуждений автора напрашивается безрадостный вывод, скорее сходный с моим, чем с его собственным обнадёживающим высказыванием.

Давайте посмотрим, как представлена в книге стратегия догоняющего развития для России, за которую ратует проф. Розов. Он полагает, что Россия сама должна выбрать себе патрона, под мудрым руководством которого нам предстоит научиться производить высокотехнологичную продукцию и продавать её на мировых рынках. А для того, чтобы заинтересовать будущего патрона - каковым наверняка станет Западная Европа - в обучении столь нерадивого ученика, нам надо учесть, что «Европа, подобно США, будет продолжать освобождаться от <тяжёлых> производств ...» (с. 559), и «убедить европейцев в преимуществе российской территории для размещения и развития европейских производств» (с.560). Поразительное признание! Позиция автора казалась понятной, пока он озабоченно говорил о так называемой «Программе сотрудничества» между Россией и Китаем, - программе, в соответствии с которой Китаю фактически отданы в разработку земли Сибири и Дальнего Востока. Автор называет Программу «крайне геополитически опасной» (с.334), что, по-моему, слишком мягко. Как человек, не заражённый политкорректностью, я бы назвала преступлением принятие такой программы без референдума. Но дело сейчас не в этом. Оказывается, согласно взглядам проф. Розова, отдать Сибирь Китаю - плохо, а превратить её в общеевропейскую помойку - хорошо. Разумеется, автор не употребляет таких грубых слов, он говорит о <размещении европейских производств>. Но давайте будет реалистами. Почему Запад освобождается от <тяжёлых> производств? В первую очередь, по экологическим соображениям, и российская территория интересует его возможностью сэкономить на очистных сооружениях (что ныне и происходит с ядерным отходами). Автор утверждает, что  «опасаться следует отнюдь не объединённых сил Запада (ныне воплощённых в НАТО)» (с. 604), а нарастающего влияния Китая. Последний тезис насчёт Китая разделяю полностью, откуда не следует, будто исключена опасность с противоположной стороны.

Конечно, автор вправе придерживаться прозападной ориентации. Но тогда свою позицию надо чётко выразить, чтобы не вводить читателя в заблуждение. Ведь до сих пор вроде бы подразумевалась стратегия России как самостоятельного государства. Если будущее России в таком качестве является ценностью для нас, не разумнее ли отстаивать российские интересы от поползновений с обеих сторон, как бы они ни различались? Давайте учиться у других стран тому, что в интересах России как самостоятельного государства. Но стоит ли закладывать в стратегию развития страны её добровольное подчинение западным <учителям демократии> в противовес разбазариванию собственных территорий и природных богатств? Не разумнее ли отказаться и от того, и от другого? Не пора ли самим заняться выработкой стратегии развития, руководствуясь в качестве ценности сохранением самостоятельной российской государственности и опираясь на знание как внутренних механизмов <колеи>, прекрасно описанных в рецензируемой книге, так и особенностей и противоречий глобализирующегося мира?

Чем объяснить отмеченные противоречия и нестыковки? Думаю, что вопрос упирается в систему ценностей, положенную в основу исследования. По справедливому замечанию автора, «сами же исходные нормативные основания суждений и действий - ценности - не подвластны научным открытиям и выводам ...» (с. 659). Следовательно, макросоциология не поможет нам определиться с ценностями. По-видимому, имело смысл предложить читателю более чёткую формулировку ценностных оснований, на которые автор опирался в разработке стратегии России. Тогда удалось бы избежать многих  недоразумений.

Подводя итог сказанному, получается, на мой взгляд, что осмысление особенностей российской колеи заметно продвинулось благодаря рецензируемому исследованию, чего не скажешь о стратегии России в XXI веке. Боюсь, что путь, намеченный автором, поведёт к дальнейшей деградации страны, если не к полному её развалу. Сработает печально известный принцип: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». 

Как бы то ни было, однако, но автор, похоже, добился главного: книга не оставляет читателя равнодушным. И за то большое спасибо автору.

Просмотров: 826 | Добавил: Платон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: