На прошлой неделе Сенат США опубликовал доклад, посвященный положению в
Грузии и перспективам развития отношений этой республики с Америкой. В
докладе особое место уделено Абхазии и Южной Осетии, которые, по мнению
сенаторов, «оккупированы Россией». Ситуация в них
характеризуется как нестабильная, что диктует необходимость размещения
там контингентов международных наблюдателей. Это, мол, позволит
«стабилизировать ситуацию и улучшить дипломатическое сотрудничество». А
присутствие американцев в Грузии в целом положительно скажется на
положении и сможет «психологически укрепить чувство безопасности».
Что на самом деле происходит за кулисами отношений США и Грузии? Какая
роль будет отведена Грузии в ближайшее время? Ведь после провокационного
нападения грузинской армии на Южную Осетию прошло больше трёх лет,
страсти улеглись, все пропагандистские бонусы от той операции в виде
попыток скомпрометировать политику России уже получены. Сегодня режим
М.Саакашвили явно не отрабатывает американских денег, регулярно
выделяемых на его содержание.
За войной 2008 года стоят те американские круги, для которых подрыв
международных позиций РФ является неизменной повесткой дня. И главный
пункт здесь - Олимпиада-2014 в Сочи. Если удастся добиться ее отмены,
разразится скандал, равного которому не было в истории олимпийского
движения. Международному престижу России будет нанесён колоссальный
ущерб. В этом направлении и ведётся работа…
19 ноября 2010 года в Грузии прошло комплексное заседание руководящих
органов по вопросам зимних Олимпийских игр 2014 года. В нем приняли
участие депутаты, представители МИД, министерства по делам спорта,
диаспор и охраны природы. Заседание прошло в закрытом формате, однако
утечка информации позволяет сделать вывод, что было принято решение об
организации кампании протеста против проведения Олимпиады. Грузинские
депутаты решили просить международное сообщество перенести Олимпиаду в
другую страну. Против Игр-2014 будут выдвинуты три основных аргумента:
нарушение экологии, недостаточная безопасность и историческая
необоснованность. Касательно третьего пункта следует вспомнить событие,
вроде бы не имеющее отношение к Сочи-14, но, как оказалось, также
включенное в «план мероприятий». В мае 2011 года грузинский Парламент
единогласно принял резолюцию, объявляющую события 1763-1864 годов в
западной части Кавказа как «геноцид Российской империи против
черкесского народа».
В резолюции говорится, что Российская империя проводила колониальную
политику против черкесов более 100 лет, а военные действия на Кавказе в
XVIII-XIX веках характеризуются как «русско-кавказская война».
Грузинский парламент обвинил Российскую империю в уничтожении более 90%
черкесского населения. Резолюция также признала беженцами всех черкесов,
которые в 1860 году поселились в пределах Османской империи, а также их
потомков, рассеявшихся по миру.
Поводом для резолюции стали события 21 мая 1864 года, когда русские
войска взяли последний центр черкесского сопротивления в Кбаде (ныне
Красная Поляна). Тогда Великий Князь Михаил Николаевич принимал парад
русских войск в этом месте. Это была большая победа русской армии после
многолетнего кровопролития. Черкесы на самом деле понесли серьезные
потери во время войны, но не столько в результате боев, сколько от
болезней и эмиграции.
Однако историю завоевания Россией Кавказа не сведёшь к человеческим
трагедиям. Россия принесла в регион модернизацию образа жизни местных
народов. Через русскую культуру черкесы, тюрки и вайнахи начали
приобщение к мировой культуре. Экономические связи с центром империи
стали стимулировать развитие местных экономик. И какой бы сложной ни
была судьба черкесов, не это обстоятельство мотивировало резолюцию
грузинского парламента в мае 2011 года. Если бы грузинские парламентарии
были действительно озабочены объективными обстоятельствами прошлого, то
им пришлось бы рядом со словами о «геноциде против черкесов» написать и
слова об ответственности за гибель людей грузинской знати, которая была
главным проводником имперской политики на Кавказе. Сотни офицеров
грузинской национальности служили в русской армии.
Однако правдивость не относится к числу приоритетов режима
М.Саакашвили. Двойная мораль позаимствована им от заокеанских менторов и
миру придется еще долго иметь дело с лицемерием Тбилиси. Хотя, конечно,
можно было и не опускаться до откровенного абсурда, включая в резолюцию
требования о применении современного закона к событиям давнего
прошлого. Резолюция квалифицирует российскую политику на Кавказе в
XVIII-XIX веках как не соответствующую Гаагской конвенции «О законах и
обычаях войны на суше» от 18 октября 1907 года (!). Или подвергает ее
критике с позиций Конвенции ООН о «Предотвращении и наказании за
преступления геноцида» от декабря 1947 года (!).Вся эта
международно-правовая несуразица выводится на свет ради одного -
подготовки международных условий для саботажа Олимпиады-2014.
Как известно, резолюция грузинского парламента никакой сенсации в мире
не произвела и на планы РФ касательно Сочи-2014 никак не повлияла.
Международный Олимпийский Комитет, ее, похоже, также не заметил. Кто же
скажет весомое слово? Конечно же, международные наблюдатели! Вот если их
команды прибудут в Абхазию и Южную Осетию и «забьют тревогу» о
«неспокойной ситуации» на границе с РФ, в непосредственной близости от
Сочи, тогда и МОК будет вынужден принять вопрос к рассмотрению. Тогда
только успевай подбрасывать дровишек в огонь: пойдут в ход и «кавказский
терроризм», и «геноцид черкесов» и срубленный эвкалиптовый лес, и
наркотрафик и т.д. и т.п., а в центре - Михаил Саакашвили как главный
радетель мира и безопасности на Кавказе.
По каким же причинам грузинское руководство делает грязную работу, до
которой обычно опускаются лишь самые безнадежные и обнищавшие диктатуры?
Ведь по утверждениям Михаила Саакашвили, республика чувствует себя
весьма уверенно и будет вот-вот принята в западное сообщество.
Грузинский президент недавно заявил, что его республика «как никогда
близка к достижению своих основных исторических целей», коими являются
вступление в Евросоюз и НАТО. По его мнению, это станет хорошим
подспорьем в деле восстановления территориальной целостности Грузии.
Правда, эксперты считают подобный оптимизм М.Саакашвили сильно
преувеличенным. Население Грузии находится в очень тяжелом положении,
большинство граждан балансируют на грани нищеты. Подобное положение
свойственно и некоторым другим постсоветским республиками, но пример
Грузии особенно интересен, так как эта страна представляет собой новую
для постсоветского пространства модель деятельности власти. За глянцевой
ширмой, которой последние годы прикрывается официальный Тбилиси, все
четче проступает картина безысходности и нищеты.
Правительство не отрицает факт наличия массовой бедности в стране и
пытается с ней бороться. Даже программа нового премьер-министра Грузии
Николоза Гилаури называется «Единая Грузия без бедности». Но программа
программой, а положение населения все дальше ухудшается.
Согласно данным ООН, 1,8 млн. (из 4,4 млн. живущих в стране) жителей
Грузии сейчас находятся на грани голода. Еще год назад эта цифра была
меньше - 1,2 млн. Стоит вдуматься в эти цифры: процветавшая во времена
СССР республика доведена «демократами» вашингтонского разлива до
немыслимого положения - каждый второй грузин не имеет достаточно хлеба
на пропитание в мирное время.
По официальным данным, сейчас в стране не работает 14% трудоспособного
населения, но по общему признанию экспертов эта цифра сильно занижена.
Реально она достигает 30-35 %. Государственная пенсия составляет
порядка 80 лари (48,78 долларов), и на нее часто живут не только
старики, но и их дети, и внуки. Правительство обещает повышение
минимальных пенсий (до 100 долларов США). Увеличена социальная помощь
малоимущим. Согласно отчету правительства, с 1 января этого года
соответствующее пособие повышено с 12 до 24 лари в месяц и составляет 15
долларов США.
Оппозиция считает экономические реформы нынешнего правительства крайне
неэффективными. Страна погрязла в долгах. В 2013 году государственный
долг Грузии может достигнуть 800 миллионов долларов. Сейчас размер
внешнего долга превышает уже отметку в 40% от ВВП, а когда достигнет
60%, страну объявят банкротом. Оппозиция активно критикует власть за
неоправданные траты, такие как строительство «Моста свободы» (6
миллионов долларов), стеклянный купол президентского дворца (от 21
миллиона до 32 миллионов долларов), строительство множества стеклянных
зданий для государственных администраций (с целью продемонстрировать
прозрачность работы чиновников).
Власть обвиняется также в запрете уличной торговли, в результате чего
тысячи людей лишились возможности заработать. «Если, например, в 2007
году 7% населения жили крайне бедно, - говорит бывший министр финансов Грузии Зураб Ногаидели, - то сегодня так живут 15% населения. За чертой бедности существовали 35% процентов, а сейчас таких – почти 60%» .
А вот данные одного из недавних опросов общественного мнения: 83%
опрошенных считают наибольшей проблемой своей страны безработицу, 68,5% -
бедность, 58,5% - отношения с Россией.
В результате неудачной экономической политики правительства
М.Саакашвили Грузия живет взаймы. Все поступления в бюджет идут из
зарубежных источников. Реальный сектор экономики до сих пор не вышел из
состояния стагнации и не дает необходимых доходов казне.
Вместе с тем, являясь для США «своим сукиным сыном», М.Саакашвили
продолжает получать деньги от западных финансовых учреждений.
Международный валютный фонд недавно предоставил Грузии очередной заем в
11,5 млн. долларов в рамках Программы по преодолению бедности и
достижению экономического роста. Кроме того, Грузия получила кредиты в
размере 86 млн. долларов от Международной ассоциации развития и кредит
Международного банка реконструкции и развития в размере 10 млн.
долларов. В целом с 2008 года Грузии получила от этих учреждений помощь
на общую сумму 175 млн. долларов. Всемирный банк оказывает режиму помощь
в реализации 50 проектов, общая сумма помощи составляет около 1,5
млрд. долларов. В начале этого года США и ЕС пообещали в течение 3 лет
предоставить Грузии заем еще в 4,5 миллиарда долларов для осуществления
важнейших проектов, в том числе и преодоления бедности.
Безусловно, эти вливания сыграли решающую роль в выживании грузинской
экономики с 2008 года. Грузия получила за это время около 4 млрд.
долларов (об эффективности расходования таких сумм существуют разные
мнения). Однако то, что получает Тбилиси, является кредитом, кредиты же
принято возвращать, и здесь начинается самое интересное.
В 2008 году Грузия выпустила еврооблигаций на 500 млн. долларов,
которые должна была погасить в 2013 году. Это не удалось сделать по
причине разрушения реальной экономики и пустой казны. Тогда Грузия
выпустила новые еврооблигации опять на сумму 500 млн. долларов США с
десятилетним сроком, процентная ставка по которым равняется 7,125%.
Таким образом, добавив к старому долгу новый долг, грузинское
руководство переложило бремя его выплаты на своих преемников. В 2021
году, когда надо будет погасить долг, в правительстве будут новые люди,
они и будут решать, откуда взять лишний миллиард американской валюты. То
есть режим М.Саакашвили держится на плаву за счет все новых
заимствований, мудро перекладывая обязанность выплачивать долги на плечи
«грядущих поколений». И даже несмотря на эти немалые поступления,
положение в стране не улучшается, одной из важнейших причин чего
является коррупция.
Сегодня укоренился пропагандистский штамп о том, что коррупция в Грузии
побеждена, страна уверенно занимает 11-е место в мировом рейтинге
лёгкости ведения бизнеса, 4-е место в мире по легкости уплаты налогов,
все госслужащие, включая работников ГАИ Грузии, не берут взяток, хотя
сотни высших госслужащих (мэров, губернаторов, судей) сидят за взятки за
решеткой, нет в стране санэпидемстанций и других проверяющих инстанций и
т.д.
Однако, по мнению руководителя оппозиционной партии Грузии
"Демократическое движение - Единая Грузия" Нино Бурджанадзе, сейчас в
Грузии сложилась уникальная "система элитарной коррупции".
Ее суть заключается том, что в Грузии резко уменьшился круг тех людей,
которые допущены президентом М.Саакашвили к возможности участвовать в
коррупционных схемах. При этом ресурсы и денежные средства, пропускаемые
через коррупционные схемы, стали, по словам Н.Бурджанадзе, "намного
больше".
В чем отличие обычной коррупции от грузинской «элитарной коррупции»?
Нино Бурджанадзе поясняет, что если ранее при президентстве Эдуарда
Шеварднадзе (1995-2003 гг.) коррупция в Грузии была распространена
повсеместно и масса чиновников была вовлечена в коррупционные действия,
то сейчас допущенных к корыту стало намного меньше. Каких чиновников и
госслужащих задерживают и судят за взяточничество в Грузии? Мелких
чиновников, отрезанных от возможностей "элитарной коррупции". Так,
например, в августе 2010 г. МВД Грузии арестовала очередную группу
грузинских чиновников-взяточников, о чем моментально сообщили ведущие
СМИ Грузии и всего мира. Ими оказались председатель местного городского
самоуправления г. Марнеули, его заместитель и уполномоченный села
Орозмани. Руководителю этой преступной группировки следствие Грузии
выдвинуло обвинение в незаконной выдаче разрешения на приватизацию
одного из земельных участков за взятку в 6 тысяч лари (около 3,3 тыс.
долларов США), двое других обвиняются в выдаче подложных документов за
взятку 300 лари (это 164 доллара). Всем троим грозит тюремное заключение
сроком до 9 лет.
В то же время никто не поднимает вопрос о несоответствии плановых цифр
бюджета и реальных расходов государства, об исчезновении гигантских
сумм из зарубежных финансовых поступлений в неизвестном направлении.
Здесь работают другие механизмы, при которых «на самом верху рука руку
моет». Поэтому разговоры о том, что еще недавно погрязшая в продажности и
воровстве республика в одночасье стала кристально чистой, являются
сказками для простаков. В Грузии, в отличие от Сингапура, ни сказочных
зарплат, ни стремительно развивающейся экономики нет. А есть фасадные
работы, за которыми скрываются все та же нищета и убогость.
Вот и остаётся режиму Саакашвили только одно – выходить с кистенем на большую дорогу подкарауливать Олимпиаду-2014 в Сочи.