«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими
кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал
Медведев на Госсовете 31 .08.10. Исторический круг замкнулся: начатая
Петром эпоха просвещения завершается утилизацией российской
интеллигенции, как класса. Мавр сделал свое дело..
(Из выступления Д.А. Медведева на Госсовете)
«Русского солдата мало убить – его надо еще и повалить на
землю». Эти слова Бисмарка в полной мере относятся и к системе
российского образования: смертельно раненая, она слишком долго держалась
на ногах. И вот момент настал: по приговору Кремля высшую школу валят окончательно.
Госсовет от 31.08.10 следует считать рубежным событием: до этого
дня «герои и мученики науки» могли тешить себя надеждами на снятие
Фурсенко и стоящей за ним мафии ( Чубайс, братья Ковальчуки, Кириенко и
др.), то на этот раз войну просвещению объявило первое лицо государства.
Слово «Госсовет» не должно вводить в заблуждение: этот орган не принимает и даже не корректирует решений Кремля. Госсовет – это Лобное место, с которого торжественно, с надлежащим церемониалом, оглашаются уже вынесенные первым лицом приговоры, после чего сразу же начинается их исполнение.
На этот раз, за день до начала учебного года, был вынесен
окончательный приговор российскому просвещению, и более того – всей
российской интеллигенции. Не узкому кругу московско-питерской обслуги
властей, а массовой российской интеллигенции, которая пока еще держит на
плаву российское государство.
О ритуальном характере мероприятия напоминает присутствие в кадре его
главного режиссера и продюсера – Владислава Суркова. Но если Рязанов
отмечался сугубо в эпизодических ролях, то, сидящий по правую руку
Медведева Сурков явно претендует на лавры Нерона, совмещая в одном лице
автора, режиссера, исполнителя, а то и претендента в императоры.
Таким образом, главное политическое событие госсовета – официальная презентация Суркова в качестве первого лица президентской свиты.
Не сказав ни единого слова, новый «полудержавный властелин»
торжествующе маячил одесную суверена чуть ли не в половине кадров
репортажей.
Не менее важный момент Госсовета – блистательное отсутствие Владимира Путина. Не исключено, что он не торопится отмечаться в крайне сомнительной кампании, предоставив главную роль своему соправителю.
Навязчивая «модернизационная» риторика не должна вводить в
заблуждение: не раз и не два Медведев подчеркнул, что «модернизация
образования» будет уничтожением не только системы образования, но и
носителей «устаревших» знаний в лице образовательных - университетских и
академических, элит.
Подчеркнем особо: речь идет именно о замене элит с
целенаправленным наймом и продвижением на ключевые направления западной
профессуры и вестернизированных выпускников западных учебных заведений.
Первые партии американских , европейских и израильских
профессоров-«цивилизаторов» уже ввезены за счет российского бюджета – в
частности, на обществоведческие кафедры МГУ.
Модернизация сведется к тому, что «старая» интеллигенция будет
окончательно добита, а новая будет создана с нуля не только по
иностранным лекалам, но и под непосредственным внешним контролем. Так
что формированием новых элит западные конкуренты займутся уже без
посредников.
Характерно выступление Михаила Прохорова – не в привычной роли похотливого нувориша из Куршевеля, а в роли фактического главы РСПП, то есть, по логике неолибералов – генерального заказчика всей системы образования.
Заказчик этот полагает, что единственная цель просвещения - не более
чем оказание «бизнесу» «образовательных услуг» по подготовке
«востребованной рабочей силы».
Прохоров предложил две вещи. Первое – резко сократить высшее
образование, «не востребованное» бизнесом, сделав упор на подготовку
рабочих массовой квалификации. С точки зрения прибылей «Норникеля» этого
вполне достаточно. Собственно, при найме иностранцев Прохоров не
нуждается ни в своих согражданах, ни в самом российском государстве.
Второе предложение Прохорова – предельно (тоже в разы) сократить и
систему среднего профессионально-технического образования, заменив ее на
сокращенные до нескольких месяцев курсы узкопрофессиональной
подготовки. При этом он открыто заявил, что «бизнес» не хочет оплачивать
социальную компоненту образования - «возиться с трудными подростками», а
заодно и создавать льготные рабочие места для несовершеннолетних.
Отметим особо: именно Михаил Прохоров является последовательным
идеологом массового демпингового завоза иностранной рабочей силы и
политики «социального дефолта», то есть одностороннего отказа
государства и бизнеса от своих социальных обязательств. Напомним, что на
одном из недавних Госсоветов именно Прохоров открыто предложил
«подкорректировать» и без того дырявый Трудовой кодекс и заменить
«устаревшую» систему бессрочного найма, дававшую работникам общепринятые
в развитых странах гарантии на систему временной (контрактной)
занятости. Собственно, просветительская программа олигарха лежит в той
же плоскости.
Как положено по законам театра, была на Госсовете и оппозиция в лице
бессменного белгородского губернатора Савченко (знаменитого своими
действительно успешными программами поддержки сельского хозяйства и
кредитования сельского жилищного строительства – ред.).
Савченко рискнул очевидную истину, что «если высшее образование становится платным, то перестает быть высшим». После чего добавил, что в той же Европе высшее образование оплачивает за свой счет, дай Бог, процентов 20 студентов, «да и те, похоже – иностранцы». (
В Японии и Южной Корее поставлена задача перехода ко всеобщему высшему
образованию – ред.). В качестве простейшего механизма финансирования
Савченко предложил систему распределения выпускников с отработкой
определенного срока. Кстати, именно такая схема распределения позволила
Лужкову закрыть дефицит участковых врачей – и дать им образование
бесплатно. Надо сказать, Савченко рисковал – особенно с учетом уже подготовленного введения платности и среднего образования.
Артистизму и убедительности ответа Медведева мог позавидовать сам
Станиславский: сделав честные глаза и обиженное лицо, президент публично
поклялся, что в Европе высшее образование за государственный счет
доступно только единицам, и то – гениям. Не поверить джентльмену на
слово не рискнул уже никто: себе дороже. Однако, если судить по лицам,
тошнило всех губернаторов – кроме тех, кто, в подражание высочайшим
новациям, настукивал в «Твиттер».
Показательный фактор – полная замена традиционной для образования терминологии и концептуального аппарата, переход основных докладчиков на характерный неолиберальный жаргон, не оставляющий места «нерыночным» явлениям.
Единственным субъектом новой философии образования является крупные
собственники (бизнес) и его экономический интерес – сиюминутная
потребность в максимально дешевой и минимально квалифицированной рабочей
силе – в ином качестве ни преподаватели, ни учащиеся просто не
рассматриваются.
Более того, ни разу (проверьте по стенограмме) не было упомянуты
конституционные права граждан – в частности, на образование, социальную
защиту. Именно эти права, непосредственно прописанные в конституции,
«реформа образования» нарушает тотально. Ни разу не были упомянуты и
какие-либо долговременные социальные цели образовательной сферы.
Вне обсуждения оказался главный аспект образования – воспитание и
социализация, формирование системы ценностей, делающей самца или самку
сапиенса адекватной личностью. «Образования» и тем более «просвещения»
для ведомства Фурсенко попросту нет – есть покупатели и продавцы
абстрактного «образовательного продукта», который, в свою очередь,
сводится от системного знания к фрагментарным «компетенциям».
Умолчание о личностных, социальных и гражданских аспектах
образовательной «реформы» симптоматично. Именно личность, просвещенная и
гуманная, была главной целью и главной ценностью эпохи Просвещения,
давшей миру классическую систему фундаментального университетского
образования, расцветом которой стал ХХ век. Очевидно, 21 век эпоху
просвещения похоронит.
О грубом непрофессионализме реформаторов и ликвидационном характере
«реформы» говорит и то, что основные докладчики под вывеской
«профессионального образования» стригут под одну гребенку все его уровни
и учреждения: от профориентации подростков до РАН, от ПТУ до МГУ. Такая
нивелировка разнокачественных явлений и объектов показывает, что цели
стратегические реформы, если таковые есть вообще, с образованием не
связаны.
Завершение любой трагедии, будь то «Фауст» или заседание Госсовета –
эффектный драматический финал, апофеоз, катарсис… И если по форме
заключительное слово Медведева выглядело несерьезно (как некогда –
болтовня Горбачева), то его содержание – действительно, настоящий
смертный приговор не просто системе образования и ее персоналу, а
российской интеллигенции, как сословию и социальному явлению.
Ничего личного – Дмитрий Анатольевич напомнил о «демографической
проблеме» – провале ельцинских девяностых, отправивших в мусорные ведра
абортариев десятки миллионов несостоявшихся «потребителей
образовательных услуг».
«Нам надо думать, что делать с профессорско-преподавательскими
кадрами» - с улыбкой потомственного питерского интеллигента сказал
Медведев. И тут же предложил варианты «окончательного решения
профессорско-преподавательского вопроса», проработанные ведомством
Фурсенко.
В обойме идей - «перераспределение преподавателей в успешные ВУЗы» –
очевидно по ходу ликвидации «неуспешных», «не востребованных рынком и
бизнесом». Еще одна идея - ссылка профессуры в ПТУ и школы: «часть
кадров должна перейти в средние учебные заведения» - очевидно, к тем
самым «трудным подросткам». Эффективность уничтожения профессуры, как
класса, значительно повысит передача ВУЗов с федерального уровня на
баланс заведомо неплатежеспособных региональных бюджетов.
Впрочем, на реформаторов работает и само время – средний возраст
преподавателей давно перевалил за 70-летнюю отметку, что соответствует
максимальной смертности мужского населения. Статистика смертности знает
все…
Однако главный тренд образовательной реформы - «реорганизация,
перегруппировка и укрупнение» десятков разнопрофильных и удаленных
учебных заведений в «плавильные котлы» - «федеральные университеты» (
аналог - хрущевские колхозы-гиганты – ред.), в ходе которого будут
«кротко и милосердно, без пролития крови» уничтожены и кафедры, и
преподавательские ставки, и научные коллективы, и учебные места.
Для особо недогадливых Медведев пояснил открытым текстом: «Некоторые ВУЗы должны исчезнуть». При этом, по заявлению самих же реформаторов, в число этих «некоторых» войдут четыре из пяти российских университетов.
Что касается «исчезновения» «некоторых» ВУЗов, «невостребованных
рынком рабочей силы», на ум приходит следующий казус десятилетней
давности. Выступая с заказным докладом в одном из среднеазиатских
государств, Мадлен Олбрайт жестко отрезвила местных коллег
неполиткорректным, но вполне правдивым заявлением: «Если ваши
государства бесследно исчезнут, в мире этого даже не заметят».
Собственно, примерно о том же намекнул Медведев образовательному
сообществу, привыкшему считать себя пупом земли. Историческая миссия по
слому советской системы завершена – и вот, двадцать лет спустя,
«революционный класс» снимают с довольствия.
Итак, контрольный вопрос: представьте, что в один прекрасный день исчезли не «некоторые», а абсолютно все российские ВУЗы.
Впрочем, зачем же «исчезли»? Представьте себе, что «по рекомендации
работодателей» в стране полностью прекращен набор в ВУЗы. Реально ли
такое? Более чем реально - именно об этом открытым текстом заявлено на
Госсовете. Более того, это уже сделано с военными Вузами РФ, куда с этого года полностью прекращен набор курсантов. И - никаких стрелецких бунтов.
Пострадают ли интересы экспортно-сырьевого бизнеса? Ничуть.
Строительного бизнеса? Ни в коей мере. Инновационного? В
«высокотехнологических» промзонах Азии 90% работников имеют начальное
образование – для работы на конвейере его более чем достаточно. Будет
достаточно и в Сколково. Не секрет также, что «социально ответственному»
российскому бизнесу оборудование и технологии удобнее покупать на
Западе, размещать заказы – в Китае, а недостающие дешевые кадры завозить
из Средней Азии.
Так что если завтра все российские ВУЗы действительно испарятся, лет
на двадцать прекрасно хватит уже работающих специалистов, а интересы
крупного капитала состоят не в улучшении, а в удешевлении рабочей силы,
путь к чему – снижение и сужение квалификации.
Увы, возможного исчезновения российской высшей школы не заметит никто, кроме уволенных преподавателей. Даже абитуриенты – ибо место «неуспешных» российских университетов тут же займут филиалы иностранных.
Исторический круг замкнулся: начатая Петром эпоха российского
просвещения завершается утилизацией российской интеллигенции, как класса.
Александр Дмитриев
1.09.10
|