Ранее я уже неоднократно писал, что давно уже в народе стали
ругательными словами - перестройка, реформы, модернизация и пр. Тем не
менее, президент и правительство то ли живут старыми пропагандистскими
иллюзиями «модер-реформирования», то ли имитируют эти изжившие себя
идеи.
Вот и совсем недавно появилась ещё одна «Программа приватизации Д.А.
Медведева».
Россия заявила, что может отказаться от государственного контроля за
крупнейшими нефтедобывающими компаниями страны, поскольку президент Дмитрий
Медведев настаивает на расширении масштабов приватизации с целью привлечь
инвесторов и ускорить низкие темпы роста, чтобы догнать другие страны с
развивающейся экономикой.
«Доминирование в значительном числе отраслей государственных компаний ограничивает
предпринимательство и инвестиции, и угрожает снизить конкурентоспособность
России», - заявил Д.А. Медведев на Петербургском международном экономическом
форуме 2011 года, - «подобная экономическая модель представляет опасность для
будущего страны».
Правительство предполагает сократить долю своих акций в ОАО «Роснефть»,
производящем почти четверть российской нефти, до менее 50 %, заявил
экономический консультант Д. А. Медведева Аркадий Дворкович. Как он заявил
корреспонденту Bloomberg News, в ближайшие три-пять лет Россия, возможно, также
продаст все свои акции во втором по величине банке страны, Группе ВТБ.
В ближайшие три года правительство планирует выручить не менее триллиона рублей
(36 миллиардов долларов) за счёт продажи государственных активов.
Д. А. Медведев отдал распоряжение пересмотреть планы приватизации к 1 августа,
заявив, что они «слишком скромны».
«Государство должно отказаться от большей части акций, в некоторых случаях и от
блокирующих пакетов акций - более 25% акций - в основных государственных
предприятиях», - заявил Д. А.Медведев.
Что же можно сказать по этому поводу?
У нас уже есть достаточный опыт проведения подобных мероприятий - большинство
из ранее приватизированных государственных объектов эффективности не прибавили.
И правительство снова не находит иного решения, как приватизировать объекты
энергосистемы и другие, оставшиеся уже единичными стратегические ресурсы
страны, причём нет никакой гарантии в эффективном их использовании, как нет и
точных экономических расчётов, а тем более ответственности за полученные
результаты.
Да, в конце концов, что это даст гражданам России?
Естественно, собственником государственного имущества вновь не станет электрик,
швея, учитель, врач, рабочий, землепашец, то есть тот, кто больше всего имеет
прав на это.
А так же, как и прежде, станут хозяевами люди иного сорта, которые постоянно
замахиваются на заработанные не одним поколением русского и других народов
России ценности, имеющие стратегическое значение для всего государства и
народа.
Основная же масса населения опять останется ни с чем, не сможет на что-то
серьёзное рассчитывать и в будущем.
Что это - очередной вывод из России капиталов и собственности?
Что он будет происходить теперь, до тех пор, пока всё окончательно не
развалится?
Очень грустно, но исторический опыт двадцатилетнего «реформирования» экономики
России от А.Чубайса-Б.Ельцина-В.Путина-Д.Медведева-В.Путина-А.Чубайса -
подтверждает именно это.
В этом смысле принятие «нового плана приватизации» стратегических ресурсов России,
тем более, притом, что сегодня в
оффшорных зонах зарегистрировано уже более 70 % российских производственных
активов, а за рубеж уходят капиталы
и налоги, - является беспрецедентным случаем в мировой практике,
характерным только для «реформаторских» правительств России периода 1991-2011
годов.
Это очень опасно, и не простительно постоянно наступать на те же грабли!
По сути дела, всю деятельность президента Д. Медведева и правительства В.Путина
(или Путина-Медведева) в настоящее время можно охарактеризовать как сиюминутные
действия по решению задач оперативного характера - по латанию дыр, «стихийных»
бедствий, катастроф, прочих неурядиц и просчётов, которых становится с каждым
годом всё больше и больше, - им не видно конца.
Тем более, - нет никакой ответственности за принимаемые решения.
Всё это сужает видение истинных проблем, стоящих перед государством.
Скатывание на проблемы тактического характера. Нежелание мыслить
стратегическими понятиями, решать стратегические задачи - а это с
необходимостью задачи политические - очень опасно и может привести к
катастрофе в ближайшем будущем.
Предвестник этого и есть ситуация, когда президент и правительство всё чаще
оказываются в кризисном положении.
Это будет происходить до тех пор, пока не станет ясно, какая цель стоит перед
обществом, лидерами государства, правительством, к чему они призывают людей, на
каких идеях хотят объединить общество.
Но для этого нужно, чтобы народ верил в политиков, выстраивающих перспективные
цели достижения благосостояния для всего общества на базе политических решений.
Сейчас же нет ясности, какие именно идеи претворяются в жизнь, кто именно их
предложил, в чём суть, какие этапы, перспективы.
Несмотря, на вроде бы, спокойные времена нефтяного бума с начала 2000-х до
предкризисного 2008, - сегодня - это вряд ли может вселить оптимизм. Потому что
не радужно всё это выглядит по сравнению с двадцатилетним периодом, не говоря о
других странах и мировых показателях, - здесь всё выглядит ещё значительно
хуже.
Анализ официальных данных Госкомстата РФ
показывает, что экономика России лежит на дне, - за двадцать последних лет
объём инвестиций в основной капитал сократился более чем на две трети и
составляет 18 процентов от уровня 1991 года.
Износ основных фондов
топливно-энергетического комплекса уже достигает почти 80 процентов.
Объём промышленного производства
составляет 43 процентов по отношению к 1991 году, такое же положение и в
сельском хозяйстве, особенно плачевное положение в животноводстве - поголовье
скота составляет меньше одной треть от уровня 1991 года и приблизилось к уровню
послевоенных годов - началу пятидесятых.
Высокотехнологичные отрасли: производство станков, кузнечнопрессовых
машин, радиоэлектронной аппаратуры, бытовой электротехники, компьютеров,
современных средств связи и других составляет менее 5 процентов от уровня
1991 года. А ведь именно этот сектор сегодня является самым динамичным в
мире.
Это говорит о том, что в России не сложилась новая экономика.
И не сложилась именно в последние 20 лет, которые были потеряны из-за
всевозможных реформаторских авантюр.
Естественно, давление Запада на эти сектора экономики огромное и будет
возрастать, им не нужно лишних конкурентов.
Но действительно справедлива поговорка: «Ни один враг не сможет сделать столько
вреда, сколько сам себе».
Из ряда этого и так называемая структурная перестройка и модернизация экономики
России, которые, к сожалению, идут не в сторону увеличения объёма экономики
высокотехнологичных отраслей, а совсем в другую сторону.
Удельный вес машиностроения в общем
объёме промышленной продукции сократился втрое, а доля
топливно-энергетического комплекса возросла в два раза.
Если
сравнивать Россию с другими странами по такому качественному показателю, как
производство валового внутреннего продукта на душу населения (по данным за 2010
год), то Россия занимает восьмидесятое место в мире, пропустив вперед
практически все страны бывшего социалистического лагеря и развивающиеся страны
Азии и Латинской Америки, переместившись туда из первой тридцатки в 1991 году.
Показатель производительности труда в России в 5 раз ниже, чем в США.
Если взглянуть на количественные показатели, то следует отметить, что СССР по
производству многих видов продукции - в основном сырьевой и продукции первого
передела - занимал одно из лидирующих мест в мире.
В 1991 году по производству электроэнергии СССР входил в четверку крупнейших
производителей и вырабатывал электроэнергии примерно столько же, сколько
Япония, однако почти втрое меньше, чем США.
СССР был крупнейшим производителем газа, угля, чугуна, стали, цемента.
Однако существование пятого технологического уклада было лишь на отдельных
предприятиях оборонной промышленности, что привело к качественному отставанию
России от развитых стран Запада и Японии.
Россия слишком слабо и односторонне включена в систему международной
специализации и торговли.
Удельный вес её в мировом экспорте в 2010 году составил 1,5 процента, а в
мировом импорте - 1,3 процента, тогда как доля СССР в мировом торговом обороте
была значительно больше: внешнеторговый оборот в 1991 году составлял свыше 220
миллиардов долларов, и страна занимала восьмое место по объему импорта и
десятое место по размеру экспорта.
Кроме того, экспорт России носит ярко выраженный сырьевой характер: доля машин и оборудования в общем объеме
производства, по данным за 2010 год, составила менее 9 процентов.
При этом больше половины экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы,
то есть те, которые вполне могут быть заменены аналогичными ресурсами из других
стран, они не привязаны технологически к производствам в промышленно развитых
странах и поэтому заменимы.
Да, экономический облик России весьма специфичен.
С такими показателями в XXI век - век новейших технологий - Россию никто
пускать не собирается.
Поэтому сегодня возникает вопрос - останется ли Россия в XXI веке государством?
Актуальностью такой постановки вопроса является сложившаяся новая
геополитическая ситуация в мире.
В
третьем тысячелетии передовые страны мира - США, страны Европы (особенно в
военно-космической сфере), Китай и Япония - стоят на пороге нового
научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий XXI века во многие
сферы жизни. Россия же является отстающей страной, и при проведении
действующего курса разрыв будет только увеличиваться.
Таким образом, незаметно для самих граждан России их страна после холодной
войны уже оказалась на пороге войны нового типа - технологической, к которой
Россия совершенно не готова.
В результате чего в этой ситуации условия диктуются, и будут продолжать диктоваться,
прежде всего, США, странами Европы, Китаем и Японией.
Роль России здесь иссякает с каждым днём, уходит в прошлое с бывшими успехами
СССР, её уже не берут в серьезный расчёт «нового мирового порядка».
Какой же выход для России и её народа?
Если у России появятся
истинно государственные деятели - лидеры, которые будут способны принять вызовы
времени, заставляющие Кремль проводить политику грамотного геополитического
баланса и построения истинно правового государства, выработать эффективную
геополитическую стратегию, одновременно восстановив влияние на бывшем
геополитическом пространстве СССР и сконцентрировав усилия на разрешении
сложнейших экономических проблем, при нормальных взаимоотношениях с другими странами,
то России, может, удастся пройти в буквальном смысле по лезвию бритвы.
И тогда в XXI веке на
мировом пространстве может возродиться новое сильное государство – Русь-Россия.
_____________________________
Тарасов Евгений Александрович -
Народный депутат России созыва 1990-1995 гг., член Высшего экономического
совета Верховного Совета России, член Совета Республик Верховного Совета СССР 1991 г., член-корреспондент
Академии экономических наук и предпринимательской деятельности
|