Сегодня Ураза-байрам, первый день после
окончания поста - один из главных праздников в исламе. Десятки тысяч
мусульман пришли на утренний намаз к Соборной мечети в Выползовом
переулке, рядом с Проспектом Мира.
Рунет привычно заполнили фотографии
десятков тысяч молящихся у мечети на Олимпийской проспекте (то ли 40,
то ли 50 тысяч). На основании фотографий вновь был поднят стандартный
вопрос: а не построить ли в городе ещё с десяток новых молелен для
мусульман? Между тем, другие существующие мечети в городе стоят пустыми.
Также привычно завыли два лагеря. Первый вой: в Москве мало мечетей,
надо больше строить, иначе, как обещали мусульмане в прошлом году, из-за
дефицита молельных мест они пойдут праздновать в православные храмы.
Второй лагерь голосил: и десяти новых мечетей не хватит, во всех будет
всё равно по 40-50 тысяч. Да и новые мечети только будут привлекать
мусульманских понаехов – и вместо 3 млн. их тут будет 5 или даже 6 млн.
человек. В общем, почти договорились, что и существующие в городе мечети
надо закрыть, чтобы не разгуливать кого ни попадя.
Ну, ладно блогеры. Но и вроде бы серьёзные СМИ подхватили этот
бездумный позыв. Вот уважаемый Slon.ru даёт фоторепортаж от той же
мечети на Олимпийском, с привычными толпами, и пишет: «Четыре столичные мечети не смогли вместить десятки тысяч верующих».
Да, в Москве 4 мечети. Все фотографируют в большие праздники одну и ту же, а в остальные 3 мечети лень им было сходить?
Я не поленился, сходил утром сегодня, 30 августа, к мечети в моём
районе – Историческую на Большой Татарской улице. Был я там около
9.50-10.30. Только-только окончилась служба. И что же я там увидел?
Это вход со стороны Татарской улицы. Сидят около десятка таджикских
цыган – как они себя назвали. Уверяют, что мусульмане (есть ли
цыгане-мусульмане или они у того или иного храма меняют конфессию?), на
этом основании просят милостыню. В шапках и плошках милостыни почти нет.
Потому как и народу почти нет на праздник. От этого входа на территорию
до самой мечети – 20 метров. По аналогии с Олимпийским проспектом тут
должны были бы стоять толпы. Но никого нет.
Вот уже площадка перед мечетью (само строение справа). Снова никого.
Вот снова эта площадка. В кадр справа попало административное здание при мечети (офис), оно в 10 метрах от неё.
Снова никого не видно.
А это вход на территорию мечети с другой стороны (ближе к
Толмачёвскому переулку). 20-30 человек толпятся, кто-то покупает
духовные книжки, беседуют друг с другом.
Добавлю, что для охраны празднующих на Татарской улице стоял 1 (один)
милицейский автобус ПАЗ, в нём было 3 или 4 милиционера. Ну всё
правильно, кого и от кого охранять – никого ведь нет.
Мечеть эта самая старая в Москве. Везде пишут, что построена в 1823
году татарскими купцами. Но в реальности появилась в 1826 году (в 1823-м
выдали разрешение московские власти). Раньше был минарет (на первом
фото – оно датируется примерно 1910 годом – видно, как изначально
выглядела мечеть). В советское время минарет разобрали на кирпичи, мулл
расстреляли, мечеть закрыли. Сделали в мечети военкомат, типографию и
склад. Возродили её в 1993-м на деньги саудитов.
В нашем районе – Замоскворечье – до сих пор очень много
татар-старожилов Москвы. В моём доме и окрестных домах их, минимум, 40%.
Основная масса приехала в Москву в 1890-1920-е годы. И мечеть тоже в
основном посещают они, а также дервиши из Дагестана (на самом деле очень
продвинутые теологи). Поговорил сегодня с некоторыми из них. Тех, кто
толпой идёт в мечеть на Олимпийский, они называют «начинающие», и
осуждают за показуху.
PS. Видел сегодня, что и в Сокольники в молельный зал пришли человек
200-300, хотя он был рассчитан на 8-10 тысяч верующих. Достаточно в
Москве мечетей, надо просто умело управлять логистикой.
PPS. Возможно, кому-то в Москве очень надо наглядно
показать, что мусульманство в городе – это сила. Потому-то и собирают
их на большие праздники только в одном месте. А если равномерно по всем
4-м мечетям раскидать – такого эффекта уже не будет.
http://ttolk.ru/?p=6390
Ураза-Байрам у главной мечети
- Мэр Москвы Сергей Собянин подписал
специальное распоряжение о проведении в городе двух массовых
мусульманских праздников - сегодняшнего Ураза-Байрама и Курбан-Байрама,
праздника жертвоприношения, который пройдет 6 ноября.
- Наш корреспондент сегодня утром побывал у главной мечети Москвы.
Люди
разных национальностей совершают омовения лица, рук и ног, прежде чем
приступить к молитве-намазу. Верующие плотно, плечом к плечу, сидят на
молельных ковриках, слушая через репродукторы проповедь верховного
муфтия России Равиля Гайнутдина, которую тот читает на русском языке: «И
я гарантирую вам райское блаженство, если вы изгоните из своих сердец
ложь!», - говорит муфтий.
В здание мечети все желающие просто не
поместились, и, как обычно, заняли не только Проспект Мира, но и
близлежащие улицы, и трамвайные пути. В связи с этим движение
автомобилей и общественного транспорта было полностью перекрыто. Улицы в
районе Соборной мечети блокированы спецтехникой коммунального
назначения, конной полицией, внутренними войсками и ГИБДД. Численность
правоохранителей приближается к количеству собравшихся на молитву
мусульман, преимущественно мужчин. Служба для женщин-мусульманок
состоится отдельно.
Коммунальщики, чья техника участвует в
перекрытии окрестных улиц, рассказывают, что после мероприятия, на
котором они работают не первый год, остаются горы мусора. В прошлом году
вывезли полный КАМАЗ, в основном это бумага: стенные обои, нарезанные
на прямоугольники, заменяющие здесь мусульманам молитвенные коврики
джай-намаз, которые есть не у всех. Они продаются тут же по 10 рублей.
- Вы почему здесь, прямо посреди дороги?
-
Ближе или дальше - нет никакого значения для молитвы, - говорит
Тойкин, узбек-рабочий, он уже 8 лет в Москве. - Мечетей, конечно, не
хватает. Потом будем гулять, есть-пить.
- Алкоголь?
- Не-не-не!
Вдоль
дороги, ведущей к мечети, мусульмане совершают омовения - лица, рук,
ног - из пластиковых бутылок, которые тоже пополнят горы мусора, которые
останутся здесь. Через громкоговорители на весь район транслируется
пение муэдзина.
Охранник одного из местных предприятий Равиль - татарин. Он не молится, только смотрит:
-
Я из русской деревни в Татарстане, у нас нет мечети, - и привычки
такой, молиться, нет. Но я мусульманин. Они говорят, что мечетей в
Москве не хватает.
Полицейские из оцепления не агрессивны, но
сильно напряжены и необщительны. Под задней стеной мечети - бабушки
среднерусского вида. Но они мусульманки - московские татарки. В мечеть
их пустят, когда отмолятся мужчины, а это несколько часов.
Сергей, менеджер, коренной житель Москвы:
-
Все это, честно говоря, напрягает - их с каждым годом всё больше и
больше. Сегодня уже в половине пятого начали петь. Машину приходится
ставить за квартал, чтоб не эвакуировали. Напрягает именно с бытовой
точки зрения, а так-то уже все смирились. Может, им лучше на окраину
куда, а то у нас тут коллапс происходит. Новые мечети? Чем больше их
строить, тем больше мусульман будет приезжать.
Молодая пара, местные. Александр:
-
Многие моменты напрягают, но надо же как-то московским мусульманам свои
обряды отправлять. К мусульманам отношусь терпимо, но настороженно, как
и к любой религии. Думаю, однако, что шовинизм - от необразованности. С
бытовой точки зрения такие моления не очень нравятся - у них бывают
ночные службы, проходят они довольно громко. Ну и антисоциальные
элементы бродят.
На мероприятии присутствуют группы молодых
людей в штатском - молодых, спортивных, неразговорчивых и напряженных.
Работают в контакте с полицейскими в форме.
Борис, инженер лет 60-ти:
- Нормально отношусь ко всем, сам православный. Я не против и не за, все одинаковые. Но столпотворения раздражают.
Александра из Подмосковья, 50-55 лет:
-
У нас такого не бывает, в Монино нет мечети. Я не против мечетей, а
против всех этих приезжих. Многие приезжают работать, а многие -
совершать преступления, шприцы под ногами хрустят. Власти подкуплены
ими, а мы ими оккупированы.
Александр, охранник, лет 30-ти:
-
Я все конфессии уважаю, все нации и все веры. У них, правда, свой
менталитет, - иногда это раздражает. Но Бог терпел - и нам велел!
Тетки во дворах ругаются на толпы и оцепление. Джентльмен в костюме любопытствует:
- Это что - митинг? Они мечети отстаивают?
Для
того чтобы разгрузить улицы города, власти предложили верующим
собраться на общую молитву в одном из павильонов культурно-выставочного
центра "Сокольники". Такой эксперимент был проведен впервые. Ожидалось,
что мусульмане предпочтут «молитве на асфальте», о которой с сожалением
высказывались мусульманские священнослужители, просторный павильон, где
были заранее приготовлены коврики для молитв. Он мог бы вместить до 8
тысяч человек. Однако, по сообщению нашего корреспондента, сегодня там
собралось не более 300 человек.
- ridus_admin пишет в ridus_news
- 30 августа, 12:40
-
Сообщество гражданской журналистики
А если равномерно по всем 4-м мечетям распределить верующих – эффекта столпотворения уже не будет
Но, может быть, именно такой эффект кому-то нужен... Для
политико-психологического давления на нас. И для раздувания конфликта
там, где его быть не должно. За всем этим ощущается опытная рука,
действующая в расчете на отстутствие здравой позиции у городских
властей.
http://ttolk.ru/?p=6390
|